Брак – самое дорогое сокровище людей,

когда согласие душ и сердец,

 чувств, вкусов и характеров стягивают его узы,

 созданные природой, связанные любовью и облагороженные честью….

 Такой брак, такой дорогой союз,

 если он встречается, — само небо на земле.

Вольтер 

 

                В наше время все больший интерес возрастает к старинным обычаям, обрядам, верованиям. В первую очередь это касается праздников и торжественных мероприятий. И свадьба – одно из них.

Современная свадьба прошла через много изменений, в ее структуре появилось много новых элементов, взятых из культур и обычаев других стран и континентов. Но, наряду с этим, поддерживается много старинных русских свадебных обрядов и традиций. Давайте немного окунемся в историю и вспомним как отмечали свадьбу на Руси в 18-19веках!

Русская свадьба была строго регламентирована, начиная с утра подготовки к бракосочетанию и до второго дня свадьбы. Подруги невесты накануне свадьбы ночевали с ней в доме. Утро невесты начиналось с плача, Затем подруги, мать и  крестный отец отправлялись в церковь на утреннюю службу. После чего все возвращались, подруги невесты расходились по домам, чтобы переодеться в праздничные наряды и вернуться в дом невесты. Затем невеста просила благословения умыться и одеться у родителей, кланяясь им в ноги, и шла одеваться.  Она умывалась с мылом, надевала чистую рубашку, китайник, на плечи накидывала шаль, а на голову повязывала ленту, на которую надевала фату. На ноги невеста надевала чулки и коты – особые женские ботинки. Во время процедуры одевания совершался еще один обряд – голое тело опоясывалось лыком, что символизировало защиту от колдунов, под правую руку ложилось немного льна, шерсти и мыла, что символизировало желание невесты одеваться чисто и богато, на грудь ложилось три кренделя для того, чтобы у мужа никогда не переводился хлеб, и три пряника, символизирующих сытую жизнь. После процедуры одевания, они выходили к родителям невесты с песней пожелания здоровья невесте с женихом, ее родителям, а также будущим детям. После песни молились у всех икон, а затем садились на лавки и пели. Пока подруги пели песни, невеста плакала. После песни подруги расплетали невесте косу, что также сопровождалось пением специальной песни — «кому оставить свою руссу косу и девью красоту?»

19875_1

                 В это время жених, получив от родителей благословение иконой и хлебом-солью, выезжал вместе с родственниками за невестой. Когда жених подъезжал к дому невесты, то первым в дом входил дружка – главный персонаж в свите жениха. И начинался обряд выкупа невесты. В конце обряда жених клал перед любимой подругой невесты деньги. Если подругам дар нравился, то они прощались с невестой, выходили из-за стола, а на столе оставляли елку. Елка символизировала красоту. Невеста брала эту елку и выходила из-за стола, елку относила матери, а мать ставила елку в угол. Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, рядом садилась сваха, после чего невеста начинала плакать в последний раз. Во время песни сваха расплетала невесте косу, подруги пели свите жениха песни и давали деньги, гости получали угощение.

Затем все вместе отправлялись на венчание. Жениха и невесту благословляли хлебом и иконой, которые затем передавались свахе невесты. С собой в церковь брали пиво, чтобы угостить гостей после венчания . Когда свадебный поезд останавливался у церкви, свахи ставили жениха и невесту рядом и давали им держаться руками за концы ширинки и в этом положении вели их в церковь.

После венчания молодые в сопровождении гостей отправлялись в дом жениха. Свадебный поезд встречали родители жениха и его родственники. Отец выносил икону, а мать – хлеб-соль. Братья и сестры жениха, выходили навстречу поезду с брагой и пивом. После того, как гостям подавалось вино, все заходили в избу. Отец и мать жениха вставали у стола лицом к дверям. Молодые молились на икону, которая была в руках у отца, а затем трижды кланялись и подходили за благословением. После благословения свахи уводили молодых за печь или на женскую половину, где новобрачной заплетали две косы вместо одной и надевали головной убор. Затем молодоженов выводили к столу. Молодые усаживались лицом к дверям. Дружка произносил молитву и начинался свадебный пир.

Свадебный пир имел огромное значение. Молодоженов за столом называли «князь» и «княгиня», им отводилось почетное место под иконами обязательно лицом к двери. Соблюдалась степень родства при рассадке гостей, а также мужские и женские места. Жених и невеста не ели и не пили, перед ними ставили пустую миску, а столовые приборы перевязывали красной лентой. Свадебный ужин состоял, как правило, из рыбного пирога, щей, холодца, жареной баранины, утки, индейки и челпана. Если свадьба выпадала на постный день, то предлагались судак с уксусом, рыбный пирог, уха, мед и кисель .

Одним из основных свадебных обрядов была брачная ночь. Именно брачная ночь, а не венчание в церкви делала жениха и невесту мужем и женой.

Второй день свадьбы начинался с того, что гостей приглашали позавтракать. После завтрака продолжался свадебный пир. Тесть и теща очень редко приглашались на второй день свадьбы. Проводился обряд одаривания. Подаренные деньги молодая жена брала себе. Праздничный пир начинался примерно в три часа, потому что процедура одаривания была достаточно продолжительной.

img_7131

Собирали гостей и на третий день. В этот день собирали так называемый пирожный стол, молодые угощали всех пирогами. Это символизировало желание водить хлеб-соль с новой родней. Молодые сами не садились за стол на третий день, они только подавали угощение и напитки гостям.